РОССИЙСКОЕ
ФОРТЕПИАНОСТРОЕНИЕ
Рассматривая историю фортепианного производства в странах Европы
и США, мы не можем не остановиться на производстве фортепиано в
Российской империи. Потребность в клавишных музыкальных инструментах
в России чувствовалась с XVIII века. Неудовлетворенность единичными
работами немногочисленных заграничных мастеров привела к возникновению
собственных мастерских и фабрик. И, хотя, Российское фортепианное
производство носило исключительно местный характер, нам кажется
необходимым сказать о нем несколько слов в этой статье.
-
Первая русская фортепианная фабрика открылась в Петербурге
в 1810 году. Основателем ее был Фридрих Дидерихс.
Фабрика выпускала рояли и пианино, инструменты отличались хорошей
столярной работой, были прочны и выносливы в эксплуатации. После
смерти основателя, фабрика перешла к его вдове - Е. А. Дидерихс
(1846 год), а через 20 лет - к сыну - Роману Дидерихсу, который
в компании со своим братом - Андреем, улучшил качество выпускаемых
фабрикой инструментов. Просуществовала фабрика "Братья Р. и
А. Дидерихс" до 1918 года.
-
Вторым по времени возникновения крупным фортепианным предприятием
Петербурга была фабрика Иоганна Фридриха Шредера (1818 год).
Доброкачественность его инструментов быстро создала им популярность
и дала возможность Шредеру расширить свое дело. После смерти
Иоганна Фридриха (1852 год) дело перешло к его сыну - Карлу,
который значительно расширил производство, купив в 1874 году
большой участок земли и построив там многоэтажную фабрику. На
этой фабрике впервые в России были применены паровые машины
и станки для изготовления инструментов. Карл Шредер был знатоком
фортепианного производства, постоянно следил за всеми изобретениями
и новостями мирового фортепианостроения и применял их у себя
на фабрике. Фабрика Шредера просуществовала до 1918 года, затем
она была национализирована Советской властью, и в начале 20
- х годов XX столетия на ней было организовано первое Советское
производство фортепиано.
-
В 1841 году фортепианный мастер Яков Беккер, основывает
большую фортепианную фабрику. Беккер слыл знатоком фортепианного
дела. На своей фабрике он применял почти все передовые технологии
в производстве пианино и роялей. Он первым в России в 1865 году
установил в своих роялях механизм с двойной репетицией системы
Эрара. Фабрика Якова Беккера также просуществовала до 1918 года,
затем была национализирована большевиками и с 1925 года возобновила
производство фортепиано, став фабрикой "Красный октябрь". Позднее,
в 90 - х годах XX - го столетия фабрике "Красный октябрь" вернули
историческое название "Беккер", а спустя какое-то время продали
этот бренд китайцам. Так что, в настоящее время в г. Санкт -
Петербурге фортепиано не выпускают.
-
Еще одной известной петербургской фабрикой была фабрика Федора
Мюльбаха, основанная в 1856 году. Вначале это была
маленькая мастерская, где работало всего трое рабочих, изготавливающих
только рояли. Вскоре качество инструментов Мюльбаха обратило
на себя внимание публики, и дело было постепенно расширено.
В 1878 году фабрика перешла к сыну ее основателя - Федору Федоровичу
Мюльбаху. Он расширил производство, ввел в конструкцию инструментов
ряд усовершенствований и выработал удачный тип малого рояля
(миньон), получившего спрос благодаря компактным размерам. Просуществовала
фабрика Мюльбаха до начала Первой Мировой войны.
Таким образом, Петербург, имевший 21 фабрику и мастерскую, стал
главным центром русского фортепианного производства и давал свыше
80 % всей отечественной продукции. В других городах России также
имелись фирмы и предприятия по производству клавишных инструментов,
однако, качество и количество выпускаемых инструментов значительно
уступало столичным предприятиям.
На территории современной Украины в XIX веке, также имелось небольшое
производство фортепиано в различных городах. Среди производителей
пианино в Украине следует упомянуть три фабрики:
-
г. Киев - фабрика А. Штробля (1873 год);
-
г. Харьков - фабрика А. М. Бермена (1890 г.);
-
г. Одесса - фабрика А. Шена (1843 г.) и фабрика М. Рауша (1856
г.).
Инструменты этих предприятий отличались добросовестным изготовлением,
выносливостью в эксплуатации, приятным тембром (за исключением инструментов
одесских фабрик, изготовлявшим весьма средние - по качеству, инструменты).
В целом производство фортепиано в России в XIX - начале XX веков
удовлетворяло потребностям населения. По своей сути все предприятия
были сборочными предприятиями, материалы, механизмы, клавиатуры,
древесина для резонансных дек, поставлялись главным образом из Германии,
а в Петербурге все это собиралось под руководством немецких инженеров
фортепианного производства. Инструменты, выпускаемые российскими
производителями, были среднего качества и вполне удовлетворяли требованиям
для обучения и домашнего музицирования. Для более высоких запросов
ввозились высококлассные инструменты из-за границы.
Таким в общих чертах было развитие и становление фортепианного производства
в Европе и России в XIX веке. XX век принес мировому фортепианостроению
немало горестных и радостных событий.
Две мировые войны нанесли серьезный ущерб фортепианостроению Германии
(особенно - II мировая), и другим европейским странам. Экономический
кризис 30 - х годов XX века, развитие радиовещания и распространение
звукозаписывающей и воспроизводящей техники (граммофоны, патефоны
и т.п.) уменьшило потребность в акустических клавишных инструментах.
Однако, несмотря на невзгоды, с 50 - х годов XX века началось возрождение
мирового фортепианного производства. Были восстановлены многие немецкие
фабрики, разрушенные в годы войны. Постепенно производство фортепиано
в Германии и Европе вышло на солидный, качественный и количественный
уровни.
На сегодняшний день, Германии, США, Япония и другие страны Европы
в полном объеме удовлетворяют потребности в пианино и роялях во
всем мире, предлагая различные по цене и качеству инструменты широкому
кругу профессиональных музыкантов и любителей музыки.
|

Кудлай
Константин Анатольевич,
мастер-настройщик
и реставратор фортепиано
+38-095-8214488
novo-piano@yandex.ru
|