В XIX веке строительство фортепиано начинает принимать промышленный
характер. Этому способствует развитие капитализма в Западной Европе.
Создаются условия для открытия и становления многих фортепианных
фабрик.
Наряду с работающими старейшими фортепианными фабриками Великобритании
- Фабрика Киркмена (1720 г.); Фабрика Колларда (1798 г.), Фабрика
Бродвуда () внесшими большой вклад в разработку конструкций механизма
и улучшения акустики фортепиано, открываются новые фабрики в Австрии,
Франции, Германии, и США.
В начале XIX века в Вене было довольно много полукустарных мастерских,
выпускавших фортепиано. Но сохранились немногие из них. Наиболее
солидными венскими фортепианными фабриками, просуществовавшими до
наших дней, являются: Фабрика Эрбара (1801 год) и Фабрика Безендорфера
(1828), принадлежащая ныне фирме "Шиммель" (Германия).
Во Франции мировую известность приобрели фабрики - Эрара (1776 год),
Плейеля (1805 год), и Папе (1815 год). Французские мастера - Себастьян
и Пьер Эрар, Игнатий Плейель, Генрих Папе ввели в конструкцию фортепиано
много ценных изобретений; совершивших поистине революционные преобразования
в развитии мирового фортепианостроения.
Во второй половине XIX века центр тяжести европейского фортепианного
производства сместился в сторону Германии. Здесь открываются новые
фортепианные фабрики: Ю. Фейриха (1815 год, в г. Лейпциге); Ю. Блютнера
(1853 год, в г. Лейпциге); К. Бехштейна (1856 год, в г. Берлине),
помимо этих фабрик успешно работают, основанные ранее, предприятия:
Р. Ибаха (1794 год, в г. Бармен); Шидмайера (1809 год, в г. Штудгарт);
Штейнвега (1835 год, в г. Брауншвейг) и Рениша (1845 год в г. Лейпциг).
Инструменты немецких фортепианных мастеров приобрели мировую славу,
благодаря высокому качеству изготовления, прекрасным звуком и игровым
качествам. Также в Германии существовало много фабрик, производивших
фортепианные механизмы и клавиатуры: фабрика И. Изермана (1842 год,
в г. Гамбург); фабрика А. Лексова (1854 год, в г. Берлине); фабрика
И. Келлера (1882 год, в г. Штудгарт); фабрика Г. Клуге (1876 год,
в г. Бармен); фабрика В. Буле (1894 год) и другие.
Что касается Италии (родины фортепиано) и других стран Южной Европы,
то здесь крупное фортепианное производство не получило развития.
Немногочисленные фортепианные фабрики этой части Европы сильно отставали
в своем развитии от стран - лидеров. А в Греции и на Балканском
полуострове фортепианной промышленности никогда не существовало.
Американское фортепианное производство, начавшее свое развитие в
XIX веке, вписало немало важных страниц в историю фортепиано. Наиболее
значительные фабрики США: И. Чикерина (1823 год, в г. Бостон); В.
Кнабе (1837 год в г. Балтимор); братьев Гайдн (1832 год, в г. Рочестер),
объединились в конце XIX века в одно грандиозное предприятие "Американскую
фортепианную компанию", изготовляющую свыше 30.000 первоклассных
инструментов в год.
Исключительное значение в мировом фортепианном производстве приобретает
созданная в 1853 году фабрика "Стейнвей и сыновья" ("Steinway
& Sons") в Нью - Йорке. Основателем этой фирмы был выходец из
Германии Генрих Штейнвег. В 1825 году он основал в Зеезене
(Германия) небольшую фабрику органов, на которой с 1835 года стал
делать фортепиано. Революция 1848 года заставила Штейнвега закрыть
свою фабрику и покинуть Германию. В 1850 году он переселился в Нью
- Йорк и через три года основал там с четырьмя сыновьями (Вильгельмом,
Генрихом, Карлом, Альбертом) фирму "Стейнвей и сыновья". Старший
сын Штейнвега - Теодор - вернулся в Германию и возобновил в Брауншвейге
прерванное его отцом дело, впоследствии фабрику Т. Штейнвега приобрел
книготорговец Гротриан, предприятие "Гротриан Штейнвег" существует
и сегодня.
Фабрика "Стейнвей и сыновья" сразу начала изготовлять высококлассные
инструменты и вводить в них разнообразные усовершенствования, благодаря
которым, инструменты этой фирмы сохраняют первоначальные качества
звука и работы механизма на долгие годы.