ИСТОРИЯ
ФОРТЕПИАНО
Рояли и пианино относятся к группе струнных ударно-клавишных
музыкальных инструментов. Струнные - потому, что источником
звука в них являются натянутые на опорах струны; а ударно-клавишные
- потому, что струны колеблются от ударов молоточков, приводимых
в действие при помощи клавиатуры и специального механизма.
К классу "ФОРТЕПИАНО" принадлежат два вида музыкальных
инструментов: "РОЯЛЬ" (инструмент крыловидной формы,
расположен горизонтально на 3-х ножках, его назначение - исполнение
музыки в концертных залах, салонах, а также для обучения музыке)
и "ПИАНИНО" (инструмент, располагаемый вертикально, из-за
своих компактных размеров предназначен исключительно для домашнего
музицирования и обучения музыке). Рояль более совершенен чем
пианино, это связано с некоторыми его конструктивными особенностями,
в результате которых у рояля мощный звук и точный клавишно-молоточковый
механизм. Поэтому профессиональные музыканты отдают предпочтение
ему, а не пианино.
Рояли и пианино не всегда имели ту форму, к которой мы привыкли,
путь к ней лежал через множество изменений, экспериментов и
усовершенствований.
Струнные инструменты берут свое начало от охотничьего лука,
появившегося на заре истории. Упругая деревянная трость, с натянутой
на ней тетивой, издавала примитивный звук, заинтересовавший
первобытного человека, который решил усовершенствовать этот
"музыкальный инструмент", добавив к нему определенное количество
струн и приспособив нехитрый резонатор в виде пустой скорлупы
ореха. Так появилась первая арфа, ставшая нам известной
по найденным археологами, при раскопках сокровищ Древнего Египта
рисункам, высеченным на камнях, приблизительно за пять тысяч
лет до нашей эры.
Почти одновременно с арфами стали возникать иные конструкции
струнных музыкальных инструментов - кифары, лиры и другие.
Далее был монохорд, который появился в Древней Греции
благодаря Пифагору, применившему его для установления музыкальных
ладов и изучения теории музыки. Монохорд - в переводе - однострунный
- состоял из деревянного ящика (резонатора) и натянутой струны.
С помощью двух порожков, установленных неподвижно ближе к краям
корпуса, струна разделялась на рабочую, колеблющуюся часть и
не звучащие концы. Основная часть струны давала определенный
звук, зависящий от массы струны и силы ее натяжения. Для получения
других, более высоких звуков, под струну устанавливался подвижный
порожек, перемещая который вдоль струны, делили ее на части,
пропорциональные полной длине. Защипывая части струны, справа
и слева, получали еще много дополнительных звуков.
В средние века монохорд усложнили: сделали большой резонирующий
корпус, увеличили количество струн, получились щипковые гусли
- псалтыри, цитры и цимбалы. Однако быстрое развитие музыки,
усложнение ее, требовало более совершенного инструмента, в котором
одновременно могло звучать много голосов. Так в XIII веке зародилась
идея применить в струнном инструменте типа гуслей качающиеся
рычаги - клавиши, широко применяемые в то время в органе.
Так
появился клавикорд. Каждая клавиша представляла собой
прямой деревянный рычаг, она насаживалась на один опорный штифт,
а на ее заднем конце сверху был расположен металлический стержень
- тангент. Все клавиши располагались поперек струн, так что
при нажатии их, тангенты ударяли каждый по своей струне. Клавикорд
был очень выразительным инструментом, потому что в нем существовала
прямая связь между пальцами исполнителя, нажимавшего на клавиши,
с тангентами и струнами. Однако клавикорд имел один существенный
недостаток - это слабое звучание, что делало его пригодным исключительно
для камерного, домашнего применения.
Необходимость
создать струнно-клавишный инструмент большой громкости для публичного
исполнения и участия в инструментальных ансамблях и хорах привела
к появлению в XVI веке клавицимбала (во Франции - клавесин).
Эти инструменты имели большое число струн различной по звуковому
диапазону длины - от длинных, навитых для низких басовых звуков,
до коротких гладких струн для высоких дискантовых тонов. Такое
устройство струн сразу предопределило форму инструмента в виде
крыла, сохраняющуюся в современных роялях. Диапазон клавесина
достигал 5 октав, а характерной его особенностью был механизм,
передающий движение от клавиш к струне. Над задними концами
клавиш подвешивались деревянные рычажки - шпрингеры, снабженные
заостренным перышком - плектром. При нажатии клавиши шпрингер
подскакивал вверх, а плектр - защипывал струну, таким образом,
клавесин звучал. Благодаря большой протяженности струн и большой
резонансной деке клавесин обладал достаточно громким звуком.
Но он имел один существенный недостаток - монотонность, проявляющуюся
в механической бесстрастности звучания. Это явление происходило
от разобщенности клавиш и струн; между клавишей и шпрингером
был зазор, а так как шпринеры имели одинаковые размеры и вес,
то независимо от оттенков игры они подскакивали к струнам с
одинаковой скоростью и силой.
Все
острее чувствовалась необходимость создания инструмента с высокой
степенью выразительности, способного быстро изменять оттенки,
краски звучания, передавать настроения, эмоции.
Поставленную
задачу разрешил флорентийский музыкальный мастер Бартоломео
Кристофори. Но не он один был причастен к рождению фортепиано.
Практически одновременно с Кристофори идею создания фортепиано
предложили Жан Мариус (Франция) и Готлиб Шретер (Германия).
Эти три человека, воплотили в жизнь идею создания нового музыкального
инструмента независимо друг от друга. Трудно с позиций сегодняшнего
дня оценивать первые фортепиано, безусловно, они были несовершенны,
и о немедленном их признании не было и речи. К примеру, Жан
Мариус не предусмотрел систему для глушения струн, и во время
игры их звучание сливалось в сплошной гул. У инструмента Шретера
все было наоборот: струны заглушались так быстро после удара,
что певучей мелодии не получалось. Поэтому инструмент Кристофори
оказался более удачным. Кроме того, он был продемонстрирован
публике раньше, чем инструменты Мариуса и Шретера.
Бартоломео
Кристофори (1655 - 1731 гг.) служил хранителем и реставратором
музыкальных инструментов в доме князя Фердинанда Медичи во Флоренции.
Рождение нового инструмента "pianoforte" произошло в 1709 году.
Взяв за основу принцип игры на цимбалах, Кристофори сконструировал
механизм с молоточками. Над каждой клавишей он разместил передаточные
рычажки, которые толкали молоточки (представляли собой деревянное
основание, обтянутое лосиной кожей). Звучание первого фортепиано
было грубым, звуки маловыразительными, но он был способен даже
в одной музыкальной фразе издавать звуки от "пиано" до "форте",
отсюда и первое название инструмента - "pianoforte".
Интереснее
всего было то, что в Италии инструмент, изобретенный Кристофори,
так и остался экспериментом.
Больше
всего новому инструменту повезло в Германии, где музыкальный
мастер Готфрид Зильберман, наладил производство фортепиано на
своей клавесинной фабрике в Дрездене.
Механизм
Бартоломео Кристофори, действовавший на принципе толкания молоточков
передаточными рычагами, лег в основу кинематики всех современных
роялей и пианино.
На
протяжении двух столетий фортепиано конструктивно совершенствовалось,
улучшалось, и все прочнее занимало одно из ведущих мест в мировой
музыкальной культуре.